В памяти нашей деревеньки живут

Издавна Вохму называют заповедным уголком. Неслучайно. Независимо от того местный вы житель или командированный, или вновь посетили малую родину, непременно пройдетесь по центральной площади села, где прошлое переплетается с настоящим.
Многих привлекает Вознесенская церковь, построенная в 1740 году. Мало осталось тех, кто помнит ее величие, еще меньше тех, кто бывал на службах в храме. Звон огромных колоколов был слышен за десятки верст. Разрушенная почти до основания церковь и сейчас заставляет задуматься о многом.
История деревень, некогда располагавшихся вокруг села Вознесенье (Вохма), не менее интересна. Большинство из них исчезло давно, другие недавно, но только не из памяти людской. Не стало деревень,  забываются их названия. За последние сорок лет численность сельских населенных пунктов в России уменьшилась на семьдесят тысяч! А скольких деревень лишился наш район?
В 1920 году в Вохомском районе было 1065 населенных пунктов, в них дворов – 13640, где проживало более 76 тысяч человек.
По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, куда вошли 23 сельских совета (Бельковский, Власовский, Жеребцовский, Забегаевский, Ивановский, Лапшинский, Леденгский, Медвецкий, Мосинский, Обуховский, Павинский, Петрецовский, Петропавловский, Покровский, Семеновский, Согорский, Соловецкий, Сосновский, Стариковский, Тихоновский, Хорошевский, Шайменский, Шуботский), достигло 82627 человек.
Для сравнения 1970 год. В районе имелось 380 населенных пунктов с количеством жителей 22658 человек. На 1 января 2003 года – 184 населенных пункта, где проживало 13586 человек. На 1 января 2012 года – 161 населенный пункт с количеством 10152 человека. Стоит заметить, что многие деревни числятся только на бумаге.
Сколько тайн хранят в себе исчезнувшие деревни? Остались единицы, вспомнившие о деревне Тепляково. Она находилась на месте бывшей воинской части (на Тарасовском угоре) и исчезла в конце 20-х годов 20 века. Николай Алексеевич Чичерин – житель деревни Большая Мокруша, рассказывал так:
— Когда я был мальчишкой, ходил через Тепляково в школу. В 30-е годы на месте деревни оставались заброшенные амбары и колодцы.
Деревню Морозовицу также помнят единицы. Ее не стало примерно пятьдесят лет назад. Морозовица располагалась вблизи бывшего аэропорта,  проживало в ней, по данным переписи 1926 года, порядка 25 человек. Недалеко от Морозовицы, ближе к Сурнакову, находился более крупный населенный пункт – Угольное, там жили 63 человека. Жители деревни заготовляли древесный уголь для кузниц, отсюда и пошло название. Основной достопримечательностью деревеньки был двухэтажный кирпичный дом, в котором проживала зажиточная семья. Этот дом исчез последним в конце 50-х годов 20 века.
Деревня Тарасиха до сих пор на устах. Осталось и название — Тарасовские угоры. Оказывается, существовали две Тарасихи – Большая и Малая, где в общей сложности проживали 223 человека. Малая Тарасиха постепенно перешла в улицу Колхозная и Данилова, а Большая – ушла в небытие. Окраину Большой Тарасихи жители прозвали «мычелкой». Поводом послужил тот факт, что люди, живущие на этом месте, только «мыкались» (маялись): летом и зимой были вынуждены ходить за водой под крутую гору, а  в домах, со всех сторон обдуваемых ветром, было очень холодно. Эти обстоятельства сыграли основную роль в переезде жителей деревни на другое место жительства.
Рядом со Сретенской церковью имелся кладбищенский выселок, где проживало 32 жителя. В старину «выселком» называли место, где поселялись люди малознакомые местному населению, чаще приезжие, иногда местные жители для закладки новой пашни. Позднее кладбищенский выселок прославился сапожниками и чеботарями.
Умело, образно и красиво выражали свои мысли наши предки. Пословицы, поговорки, присказки дошли до нас из старины глубокой. До сих пор бытует одна из них: «Через Дор на Галкино да на худое Михонино». Ее употребляли в том случае, когда хотели сказать, что человек неверно излагает свои мысли, путается, не дает четкого ответа. Другой вариант: человек долго ходит и не возвращается домой.
В действительности все три деревни, упомянутые в поговорке, существовали. Дор исчез в 2003 году, Михонина нет почти тридцать лет, Галкина — сорок. Невольно задаешься вопросом: «Почему в поговорке упоминается не Михонино, а худое Михонино?»
— Говорят, что там жили очень ленивые мужики, которые не следили за своим хозяйством. Нерадивые хозяева даже зауголки у домов не отпиливали. Одним словом, худо-нахудо, — так объяснял Н.А.Чичерин.
В Большой Мокруше сейчас проживают 52 человека, в 1926 году – 166. В Малой Мокруше несколько домов, в которых живут 7 человек.
Из воспоминаний Н.А.Чичерина:
— В Большой Мокруше жили Чичерины и Шемякины. Чтобы принять нового человека или семью в деревню, собирали сход, где подробно спрашивали о жизни, работе, способностях. Выбирали двух поручителей, которые могли дать гарантию, что этот человек (семья) будет хорошо работать. На собрании отводили делянку, пашню. Помогали при строительстве. Если человек (семья) в чем-то провинился, его могли изгнать из деревни.
В 40-е годы в Большой Мокруше был сенопункт. Сено отправляли для нужд армии. Рядом находилась ветлечебница и большой врачебный дом, возле которого стояла пасека. Главный ветврач жил в Малой Мокруше. Был и заготскот, мясотрест, убойный пункт. Тут же салотопка, мыловарня и мастерская по изготовлению гребней и расчесок, которые изготовлялись из рогов и распродавались на ярмарках. Все жилые дома в деревне были построены на северную сторону. На южной строили овины, разделывали огороды. Через деревню проходила дорога на Троицу и Ратчину.
Слившись с Вохмой, Щипицино утратило значение деревни и считается частью села. Красивые дома заполнили новые улицы. Но когда-то Щипицино имело только девять домов, в которых проживали 59 человек.
Остается в забвении деревня Тщанница (в некоторых записях Шаница), располагавшаяся между Пахомковым и Соседковым, Женино, Дудино, Дымково, находившиеся рядом с Некрасихой, Кекур (рядом с Жаровской), откуда род свой ведут все вохомкие Лаптевы, и многие деревни, деревушки и выселки…
Согласно переписи от 1926 года, в деревне Тщанница было 7 хозяйств (50 человек), Женино – 8 хозяйств (52 человека), Дудино – 11 хозяйств (66 человек), Дымково – 12 хозяйств (72 человека), Кекур – 9 хозяйств (54 человека).
Забыты двойные и даже тройные названия деревень: Гробовщина – Заболотная, Гурино – Судоплатиха, Медведково – Пихтино – Худоплатиха.
Само название «Вохма» (из воспоминаний Н.Б.Большакова) переводится с эстонского, как болотные острова, с финского, как густые массивы леса или кустарников.
Рядом с телевизионной вышкой находился Игошин починок. Немногочисленные воспоминания говорят о том, что починок основал некий Игнатий Шадрин (в народе прозванный Игошей), где впоследствии поселились и его сыновья. Позднее  Игоша с семьей переехал на Жаровскую, а на месте починка остались ямы от амбаров и подпольев.
По музейным архивам, в 1919 году из деревни Жаровская выделилась коммуна «Братство», куда вошли 5 хозяйств с количеством 32 человека. Чуть позднее рядом с ветеринарной лечебницей создается починок «Свободный труд», куда вошли 5 хозяйств с количеством 17 человек. По инициативе Родиона Ивановича Останина возле Жаровской создается еще один починок «Звезда». В 1921 году из этих хозяйств была создана трудовая артель «Первомайская».
Несколько обособленно (сказалось расстояние до центра) стоял Больничный поселок, где разместились 22 хозяйства с количеством жителей 31 человек. Все они трудились в медицине, работали на подсобных работах.
К наиболее крупным деревням, окружавшим Вознесенье, относились: Бельково (43 двора, 195 жителей), Большедворка (33 двора, 178 жителей), Гробовщина (60 дворов, 310 жителей), Ежово (32 двора, 156 жителей), Латышово (65 дворов, 392 жителя), Похомково (36 дворов, 196 жителей), Пономарево (24 двора, 132 жителя), Симоново (26 дворов, 147 жителей), Соседково (45 дворов, 207 жителей), Сурнаково (37 дворов, 207 жителей). К небольшим поселениям – Артемьево (10 хозяйств, 47 жителей), Архангельская (10 хозяйств, 50 жителей), Копылиха (6 хозяйств, 22 жителя), Сыворотное (11 хозяйств, 59 жителей), которым досталась участь исчезнуть первыми. В Вознесенье в это время находилось 251 хозяйство, проживало 972 человека.
Без сомнения, часть исторического материала заслуживает споров — он основан на воспоминаниях А.Н.Холмовой, Н.А.Чичерина, С.Н.Данилова, К.Г.Пашкиной, Н.И.Лебедевой. А память человеческая, как мы знаем, недолговечна, но самое главное, избирательна. Тем не менее, все собранные сведения об истории деревень, прилегающих к райцентру, которые удалось собрать с большим трудом, по частицам, важны, ценны и интересны.
Подготовила И.МИГУТИНА.
Фото из архива краеведческого музея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *